Ваш ребёнок стал школьником и начинает осваивать программу 1 класса. Главное, что необходимо ему сделать – это научится считать, читать и писать. И многие родители видят, что писать у ребёнка получается “как кура лапой”. Время идёт и вот уже второй класс окончен, а почерк оставляет желать лучшего. Родители могут помочь своему ученику с улучшить почерк.
Начать надо с общеукрепляющих занятий. Необходимо развивать у ребёнка мышечную силу, координацию движений, ловкость и конечно же мелкую моторику. Для этого подойдут всевозможные игры на быстроту реакции, ловкость (игры с мячом в пас, бросок в цель, хождение по нарисованной линии, классики, прыжки через скакалку, лучше на одной ножке и т. д.). Возможно, будет полезной постоянная тренировка с кистевым эспандером (подходящим для ребёнка).
Что касается мелкой моторики, упражнения также очень разнообразны. Это может быть бисероплетение, сборка конструктора, перебирание крупы, вязание узлов, лепка пластилином, раскрашивание карандашами раскрасок с мелкими фигурами, складывание поделок из спичек, вырезание и аппликация и т.д.
Ниже приведены несколько простых упражнений для тренировки пальцев рук:
— ладошки лежат на столе и нужно поочерёдно по одному поднимать все пальцы и опускать их.
– кисть разжата и прямая, необходимо зажать карандаш между большим и указательным пальцем и рисовать фигуры.
– кисть как в предыдущем упражнении, надо катать теннисный шарик взад, вперёд, по кругу не сгибая ладонь.
Итак, ребёнок сел за стол и начинает писать. Очень важно постоянно соблюдать базовые правила, без соблюдения которых красивого почерка не добиться:
— Правильная посадка. Ученик должен глубоко сидеть на хорошо отрегулированном по высоте стуле, ноги согнуты в коленях под прямым углом, спина прямая, избегать наклонов вбок. Расстояние до стола- ширина одной ладони. Тело слегка наклонено вперёд, но голова не опущена. Локти лежат на краю стола.
– Тетрадь нужно класть так, чтобы её нижняя сторона и край стола образовали угол в 30 – 40 градусов.
– Ручка должна лежать на середине последней фаланги среднего пальца, а подушечками указательного и большого просто фиксируют её сверху.
– Лучше если у вашего ребёнка будет ручка с нескользким резиновым покрытием. Такая ручка требует меньше усилий для её захвата, уменьшается напряжение кисти и рука более свободно пишет. Это позволит уменьшить давление на ручку во время письма. Приветствуются ручки с различными пупырышками и неровностями в области захвата пальчиками.
– Толщина ручки должна быть около 7 мм.
– Стоит позаботиться о правильном освещении. Настольная лампа должна давать тень, так чтобы она не закрывала область письма.
– К обязательным базовым правилам относится создание спокойной, благоприятной, доброжелательной обстановки во время занятий.
К сожалению, мы понимаем, что у ребёнка формируется “корявый” почерк, когда уже прописи первоклассника позади. Что же делать в таких случаях? Конечно, заставить Вашего ученика снова прописывать “клюшки” “узелки” и “качалочки” вам вряд ли удастся. Поэтому, будут полезны прописи которые вы сами сможете сделать. Для этого можно скачать в интернете образцы идеального почерка и распечатать его бледно-серым цветом. Затем соблюдая базовые правила, о которых написано выше, предложить ребёнку обводить уже написанный текст из идеальных прописей.
Есть интересная методика, которая может быть окажется вам полезной – это использование для упражнений по письму вместо ручки правильно заточенный, обязательно мягкий, простой карандаш.
Хорошо подходят для становления красивого почерка гелиевые ручки, но в школе ими, как правило, запрещают писать. На начальных этапах для формирования правильного захвата можно использовать трехгранные ручки. Естественно ручка должна легко писать, т.е. хорошая линия должна получаться без нажима. При этом ручка не должна “мазать”, т.е. вытекать излишними чернилами.
Чтобы ребёнок не уставал от письма, необходимо делать перерывы через 10 – 15 мин. В перерыве делают хорошо знакомое нам с детства упражнение на сгибание и разгибание пальцев (“мы писали, мы писали…”).
Ещё один важный момент при формировании почерка – это безотрывное письмо. Необходимо следить, чтобы ребёнок старался писать, не отрывая ручки во время прописи слова. Правильность соединения букв можно проверить по начальным прописям 1 класса. Безотрывное письмо – залог быстроты письма в будущем. Но здесь есть тоже свои сложности. На первых этапах освоения красивого почерка можно давать ребёнку расслаблять кисть после написания каждой буквы. Ведь даже одна красиво написанная буква может вызвать напряжение и усталость пальцев кисти.
При занятиях с ребёнком по исправлению почерка важна их регулярность. Лучше ежедневно и понемногу. Время таких занятий не должно совпадать с временем выполнения уроков. Даже 2 красивые строчки написанные каждый день будут приносить результат. Норму, которую может написать ребёнок вы определите сами исходя их возможностей ребёнка. Заставлять перетруждаться в этих упражнениях не надо. Это может только отрицательно сказаться на почерке.
Очень важный момент – не забывайте хвалить ребёнка, даже если вам кажется, что у него не получается ничего.
Желаю успехов и терпения Вам и Вашим детям в освоении такого важного и полезного навыка, как красивый почерк!